История татуировки

Родиной татуировки арабские историки и этнографы называют древнюю Месопотамию. Недавние раскопки свидетельствуют, что уже в V тысячелетии до н.э. на территории нынешнего Ирака женщины-шумерки рисовали на своем теле «вечные картинки» — так называли тогда татуировки. Сюжеты нательных рисунков того времени были бесхитростны и романтичны — солнце, луна, звезды…
Археологам удалось восстановить и сам процесс нанесения «вечной картинки». Разогретый на пару или на солнце участок тела продолжительное время растирали рукой. Когда кожа начинала «гореть», это место покрывали хной, золой, разведенной камедью или натуральными красителями из сока некоторых деревьев. Потом острым предметом — обточенным камнем или сколком — процарапывали сквозь густую кашицу приглянувшийся узор. Выдержав некоторое время, остаток краски осторожно смывали охлажденной кипяченой водой, в которую подмешивались антисептические настойки.

В эпоху Аккадского царства (III тысячелетие до н. э.) татуировка среди женщин распространилась повсеместно. Не остались в стороне и мужчины, хотя одни и другие вкладывали в татуировку разный смысл. Слабый пол, украшая себя, надеялся таким образом защититься от «сглаза». Мужчины, как им и подобает, рассматривали татуировку атрибутом физического совершенства, мужества, стойкости и ловкости. Именно поэтому « вечные картинки » покрывали правую руку воина и добытчика — руку, которая метала копье или пускала стрелу, поражая противника или дикое животное.

Следующим этапом, внесшим новое в традицию украшать свое тело, было распространение ислама и создание Арабского халифата, центром которого стал Багдад (VII—VIII в.в.). На руках и ногах, на закрытых участках тела начали появляться выдержки из Корана, собственные имена и заклинания, хотя еще долгое время, несмотря на запрещение мусульманским учением изображать животных, на коже арабов хватало места и для изображения диковинных зверей. Два квадратных метра кожи (плюс-минус в зависимости от габаритов человека) разжигали фантазию мастеров, было где развернуться, удовлетворяя религиозные, эстетические, эротические, мистические, социальные и прочие интересы, вкусы и представления сограждан. Годы персидского и османского владычества, затем британского не изменили отношения к татуировке, хотя и оказали определенное влияние. В первой трети прошлого столетия в Багдаде были открыты заведения, в которых делали наколки на руках. Посетителю предлагался зарубежный проспект, в котором можно было выбрать для себя подходящий рисунок или мотив. Любопытно, что заведения обслуживали только мужчин, хотя традиционно наиболее популярной татуировка была среди женского населения. Кто же удовлетворял их запросы?
До наших дней в Ираке — в городах и деревнях — есть так называемые дкаки — мастерицы разукрашивать прекрасную половину человечества. У них есть свой профессиональный кодекс: дкака должна уметь готовить безвредные и стойкие краски. По традиции дкака проверяет краски на себе или членах своей семьи, иначе она не заслуживает доверия.

Издавна красители готовятся исключительно в деревянной посуде — из орехового дерева или тростниковые одноразового использования. Металлическая или стеклянная посуда применяется в редких случаях — считается, что краситель, приготовленный в ней, теряет насыщенность и чистоту.
Девушки обычно стремятся украсить свое лицо. Чаще всего делается татуировка на лбу: овал из точек черного цвета, расположенных строго на одинакововм расстоянии. Практикуется и полумесяц, соединяющий внутренние оконечности бровей. Считается красивым «раскрашивать» кожу под бровями голубым цветом, при этом жирная черная линия «удлиняет» брови к вискам.

Несмотря на привилегию женщин, мужчины также прибегают к украшению себя наколками. Правда, сложившиеся национальные традиции в этой сфере уверенно вытесняются западной модой. Предпочтение отдается женским портретам, вечному сюжету — сердце, лук и стрела, орлам, львам и т.п. мотивам.
Рассказ о татуировке в Ираке будет неполным, если обойти вниманием еще одно явление. До наших дней здесь сохранилась традиция наносить на кожу семейные или племенные знаки. Когда-то их выжигали на теле младенца раскаленным железом, позже стали делать наколку. Люди верят, что, если ребенку нанесено семейное клеймо, жизнь его будет безопасной. Эта татуировка представляет собой от 1 до 4 точек, которые наносятся на лице в строго определенных местах.

Теги: , ,