Тюремные татуировки

История тюремных татуировок известна очень слабо. Отсутствуют какие-либо данные, относящиеся ко временам до XIX века. Нельзя проследить развивающиеся в ней тенденции и иные процессы. Начиная со времен великих экспедиций Кука, татуировка «среды», видимо, получала все большее распространение прежде всего среди представителей преступного мира, населявших большие портовые города, позже распространилась на территории других густонаселенных регионов, в которых были благоприятные условия для преступной деятельности. С середины XIX века, когда татуировка стала более популярной в Европе благодаря описаниям экзотических путешествий и жизни среди «дикарей», ее воспринимали не как европейскую, а как таитянскую. Как водится, внимание исследователей и обывателей направлено, прежде всего, на все чужое и экзотическое. Хотя европейская татуировка неустанно распространялась, ее экзотические образцы все еще оставались неизвестными широкой публике.

Тюремные татуировки

В середине XIX века возрастает интерес к европейской татуировке, которая выросла до масштабов опасного для общества явления. Один из противников татуировки того времени откровенно писал: «Тот, кто подвергает себя татуировке, является преступником либо деградировавшим дворянином».
Вскоре подоспела теория итальянского ученого Ч. Ломброзо. Он писал об обусловленности татуировки специфическими склонностями личности, которые якобы идут в ногу с «моральными дефектами» и «преступными склонностями». Эта доктрина при всей своей абсурдности сумела-таки проникнуть в литературу, оставила отпечаток на всех исследованиях татуировки, которые велись многими учеными и в более поздние времена.
Последователем теории Ломброзо оказался и А. Лакассаж, который в 1882 году утверждал, что «размеры черепа убийцы весьма близки к соответствующим размерам черепа дикого, а не цивилизованного человека». Отсюда делался вывод, что поэтому татуировка и распространена среди представителей тюремных и племенных сообществ. Эти ученые наблюдали за татуировкой исключительно преступников, игнорировали возникшую моду на художественную татуировку, которая выполнялась специалистами, причем не на телах преступников.
Удивительно, но эта наивная теория продержалась в профессиональной литературе-до середины прошлого века. Процитируем французских криминалистов Ж. Деларю и Р. Жиро, написавших в 1950 году следующее: «Ломброзо основывает свою теорию, касающуюся татуировки, недалеко отходя от истины. Он сравнил преступника с диким человеком и указал, что психика диких людей идентична психике определенных преступников. Но в то время как для Ломброзо принципиальной чертой этих личностей остается их предрасположенность к совершению преступления для нас татуировка и преступление являются двумя проявлениями внешней стороны, имеющей общий источник в . примитивизме».
Более трезвые исследователи видели, что даже среди преступников татуируются лишь определенные типы, прежде всего решительные и энергичные, такие, как убийцы, взломщики, а также личности с буйной чувственностью, к числу которых относят сутенеров и насильников.
Немецкий ученый Э. Рицке отмечает, что склонность к приобретению татуировки существует среди людей, наделенных сильной волей, отважных и предприимчивых. Подтверждением этого тезиса является распространенный обычай татуировки среди моряков, которые в XVIII веке стали своеобразными соучастниками возрождения татуировки на европейском континенте, «импортируя» ее из просторов Южных морей. (В то время большинство моряков набиралось из представителей преступного мира).
Специалисты называет следующие мотивы и обстоятельства, благоприятствующие татуированию: слабая психологическая сопротивляемость татуированного; пассивность и тоска, характерные для пребывания в уединении (нахождение в тюрьме, на корабле, в армии, на фронте); эстетические чувства; подражательство; давление окружения; религиозные причины.
Можно выделить наиболее актуальные причины выполнения татуировки в преступной среде. Это:
— желание приобрести татуировку, которая нравится и которая может понравиться окружению как на свободе, так и в исправительном учреждении;
— потребность определить себя знаком, являющимся формой коммуникации в преступной среде;
— влияние окружения, а также в периоды подъема моды на татуировку;
— отражение своего положения как в исправительном учреждении, так и на свободе в преступной среде. Некоторые знаки наносятся добровольно, другие насильственно;
— бунт против ситуации, в которой оказался заключенный. Накалываются сюжеты и лозунги, символизирующие протест, борьбу, обещание мщения;
— удовлетворение эротических потребностей посредством выполнения татуировок непристойного характера, символизирующих секс;
— удовлетворение эстетических потребностей; наносятся модные татуировки;
— биографические данные и важные события в жизни.
Исследователи предпринимали попытки создать — классификацию тюремных татуировок. В частности, Ломброзо поделил татуировки на знаки любовной, религиозной и военной тематики, знаки, касающиеся ремесла их обладателя или профессии. А. Ленц различал следующие группы татуировки: связанные с алкогольными напитками, авантюрной жизнью данной личности, с жизненными амбициями, касающимися жизни и сексуального облика татуированного, а также анархистские. Специалисты выделяют также татуировки сознательные и добровольные, продиктованные намерением выполнить на собственном теле украшения, являющиеся символом выделения на общем фоне или чертой принадлежности к данной группе.

Тюремные татуировки

Для людей непосвященных тюремные татуировки являются случайно подобранной мозаикой рисунков в виде точек, молний, змей, сердец, стилетов, пальм, бабочек и т. д. Для людей посвященных — вполне читаемой и определенной. Даже самый простой орнамент, несколько разбросанных «в беспорядке» наколок является частью общей концепции, известной преступникам и обитателям исправительного учреждения. Татуировка — что-то вроде визитной карточки. В каждом случае она выполняет функции идентификации, здесь не остается места для вольностей и случайностей в компоновке. При этом информационная составляющая не мешает татуировке быть в преступном сообществе элементом украшения тела.

Тюремные татуировки

Тюремные татуировки можно считать системой коммуникации. Позиция, престиж, специальность, принадлежность к преступной группе, характер и индивидуальность личности — все это выражается в форме определенных татуировок. Эта татуировка как система коммуникации подвержена изменениям. Некоторые элементы имеют международный характер и встречаются в среде преступников всего мира.
В исправительных учреждениях, как правило, к татуировке не прибегают мошенники и фальшивомонетчики. Чаще всего украшают свое тело мужчины, а не женщины.
Выполнение татуировки в исправительных учреждениях некоторых стран запрещено и грозит дисциплинарными наказаниями. Тем не менее именно в исправительных учреждениях татуирование успешно процветает.

Теги: , , , ,