Тюремные татуировки
Долгое время в нашем обществе к татуировке в целом относились как к уголовному элементу. Да и сегодня многие представители старшего поколения воспринимают тату исключительно как искусство тюремного мира, а потому к любителям украсить свое тело относятся крайне негативно. Итальянский психиатр Чезаре Ломброзо вообще оценил это явление как проявление атавизма и признак нравственно дефектных людей.
Однако тяга к недоступному присутствовала всегда. Татуировки с зоновской тематикой появлялись часто в знак протеста и на телах несидевших людей. Постепенно об уголовной принадлежности татуировки стали вспоминать все реже и реже. Татуировка стала для многих людей именно своеобразным украшением.
Причины создания татуировок у осужденных достаточно однообразны. Сильным мотивом для создания тату в местах лишения свободы является личное самоутверждение в определенной группе судимых.
Велико и иногда даже жизненно необходимо желание показать свою исключительность и даже превосходство над другими. У некоторых заключенных пожизненное украшение является негласным правилом принятия в свою среду. Ну и распространенным мотивом во всех возможных сферах является подражание авторитетам и солидарность со своими товарищами.
Первое время татуировки преступников были предельно просты и даже наивны. Они создавались лишь по аналогии с существующими вариантами. Привлекало лишь само создание нательного украшения. Со временем в среде уголовного мира появилась особая символика в тату. Значения символов вырабатывались постепенно. С течением времени одни символы утверждались, другие переосмыслялись, третьи вообще изымались из употребления.
Тем не менее, значение татуировок преступного мира не утратило своей актуальности и они господствуют в определенных кругах до сих пор. Свое тело люди в местах лишения свободы редко украшают просто так, без определенной смысловой нагрузки. Чаще всего любая татуировка несет какую-то информацию, имеющую, как правило, неоднозначную трактовку. Она может передавать мысли своего обладателя, обозначить его социальные установки и личные ценности.
Однозначно раскрыть смысл таких татуировок или создать точную классификацию всех рисунков и их значений просто невозможно. И это неудивительно, поскольку существующих символов преступного мира, их тематики и техники нанесения бесчисленное множество. Кроме того, татуировки в разных местах отличаются по своим значениям. Немаловажен и тот факт, что значения и сами символы очень часто меняются. И самое главное, сами осужденные не очень-то спешат делиться истинным смыслом своих украшений. Тем не менее существует немало книг и статей, написанных по этому поводу. В словесных татуировках обычно зашифрован совсем иной смысл, отличный от прямого значения слова. И примеров таких множество. Приведем некоторые из них. АЛЕНКА (а любить ее надо, как ангела), ИРА (иду резать актив), ЖУК (желаю удачных краж), КЛЕН (клянусь любить ее навек), КОТ (коренной обитатель тюрьмы), ЛЕБЕДИ (любить его буду, если даже изменит), ЛЕВ (любить ее вечно), ТИГР (тюрьма — игрушка), ЛОРД (легавым отмстят родные дети), СВАТ (свобода вернется, а ты?), ЮГ (юный грабитель), ТУЗ (тюрьма учит закону) и т. д.
Заключенные украшают свое тело и иноязычными словами и выражениями. Например, «CUM DEO» (с Богом), «A TOUT PRIX» (любой ценой), «FECIT» (сделал), «KILLING IS NO MURDER» (умерщвление - не убийство) и т. д. Разумеется, это лишь предположительный перевод. Подлинные оттенки смысла выявить не представляется возможным.
Рисунки татуировок тоже имели определенные значения. За ними часто можно было увидеть тяжелый жизненный опыт, надежды или планы на будущее. При этом очень сложно однозначно объяснить значения таких татуировок. На форму изображения, содержание рисунка влияют личность художника, его знания, техника нанесения татуировки.
Изображения татуировок преступного мира тоже весьма разнообразны. Рассмотрим лишь некоторые наиболее типичные и самые яркие примеры. Татуировка с изображением головы кошки рассказывает нам, что перед нами очень осторожный вор. В подарок на совершеннолетие заключенному колонии обычно выбивают на плече розу. Корона на спине свидетельствует об униженности, а изображение хищника — о ярости и непримиримости. Популярно изображение Ленина. Однако смысл этого изображения отнюдь не патриотический. Слова «вождь Октябрьской революции» начальными буквами образуют значение ВОР. Мадонна выдает отчужденность ее носителя. А мадонна с младенцем на руках на груди у рецидивистов означает «Тюрьма — дом родной», «Дитя тюрьмы». Хотя сами осужденные часто объясняют значение такой картинки тоской по дому, по семье и детям.
Знаком наркомана является паук в паутине. Обнаженная женщина, обвитая змеей, или корона с карточными красными мастями показывают нам пассивного гомосексуалиста. Часто на телах осужденных можно встретить татуировки религиозного содержания. Это всевозможные ангелы, голуби, Богородица и т. д. Предполагается, что такие изображения либо не выражают истинного религиозного смысла, а выступают даже вопреки ему; либо свидетельствуют о раскаянии; либо наносятся исключительно из эстетических соображений.
В местах лишения свободы качество нанесения таких татуировок, естественно, оставляет желать лучшего. В уголовном мире существует несколько техник нанесения татуировок. Эти варварские способы реально используются и в наши дни. Татуировка может быть создана с помощью обыкновенной швейной иглы. Ее обмакивают в тушь и накалывают рисунок, контур которого предварительно нанесен на выбранное место. Интересный аппарат создан на основе простой электрической бритвы. Этот аппарат в местах лишения свободы легко заменяют обыкновенным лезвием. Контур подготовленного рисунка надрезается лезвием. В полученный разрез втирается краситель.
Некоторые умельцы используют специальный резиновый контур задуманного изображения. В него по контуру вставляются иглы. Затем всю конструкции вколачивают, в прямом смысле слова, в тело человека. Иногда действие ограничивается интенсивным надавливанием.
Конечно, во всех этих случаях ни о какой стерильности речь не идет. Поэтому среди заключенных часты случаи заражения инфекционными болезнями, передающимися через кровь.