Зачем аборигенам интернет?
Отвечает Андрей Туторский,
доцент кафедры этнологии МГУ, кандидат исторических наук, автор курса «Этнография Меланезии», лектор образовательного проекта АРХЭ.
Племена, живущие в естественных условиях, оказывается, не чужды благам цивилизации. Зачем в джунглях интернет, мы спросили этнографа Андрея Туторского
Существует убеждение, что интернет — символ современного западного общества, который противостоит социуму традиционному, аборигенному. Мы словно делим людей во всем мире на две неравные части: одни ходят нагишом по пустыням Австралии, а другие носят костюмы, ездят в автомобилях, летают на самолетах и пользуются интернетом.
На самом деле это противопоставление некорректное. Хотя интернет действительно ассоциируется с западной цивилизацией, у него есть преимущества, которые с большим удовольствием используют и представители традиционных сообществ. Так же как и мы, они передают свои слова и мысли на расстоянии, разговаривают с близкими или могут узнать какую-то информацию: допустим, не ехать за несколько десятков километров, чтобы узнать стоимость продуктов, а заранее выяснить по интернету.
Женщины ваура
Интернет для традиционных народов — вещь нужная. Первый пример — из Амазонии. Живущие там индейцы этнической общности ваура, ведущие традиционный образ жизни и даже занимающиеся земледелием ранней формы, имеют интернет-хижину. Там они отчитываются перед FUNAI — национальным фондом Бразилии по охране коренного населения: есть ли у них лекарства, как прошла встреча с туристами, нет ли каких-то чрезвычайных происшествий, где была бы нужна помощь с Большой земли. Через интернет ваура даже приглашают туристов: их приезд мотивирует шире проводить национальные праздники. В общем, постоянная интернет-связь позволяет ваура поддерживать свою традиционную культуру, как бы парадоксально это ни звучало!
Второй пример — островное государство Вануату в Тихом океане. Оно в целом (и в частности, остров Танна) известно тем, что там распространены последние карго-культы — движения, обожествляющие западных культурных лидеров. Его сторонники верят, что западные товары (cargo — «груз») созданы духами предков и предназначены для меланезийского народа, а белые же нечестным путем захватили их. Центральная фигура культа — некий Джон Фрум, полулегендарный американский военнослужащий времен Второй мировой войны (вполне вероятно, что это собирательный образ, а не конкретный человек), который сделает последователей культа богатыми и процветающими. О других странных религиях «Моя Планета» писала в этом обзоре.
Один из аспектов веры в Джона Фрума — это то, что активный вулкан Ясур на острове Танна считается туннелем, который ведет в Америку. Оттуда будут поступать товары, если сторонники карго будут усердно молиться и проводить ритуалы.
Когда у жителей появилась мобильная связь, а затем и интернет, казалось бы, все эти идеи должны были разрушиться. Человек, получивший доступ к картам и фотографиям Америки, он с точки зрения западного человека должен был неминуемо задать вопрос: «Наверное, все-таки нет никакого туннеля?».
Но так не произошло. Более того, по сведениям французских антропологов, которые занимаются этим движением, некоторые старейшины теперь считают, что Джон Фрум благодаря ИНТЕРНЕТУ… вернулся в 3D HD! Скажем, когда они узнали о событиях 11 сентября 2001 года в Америке, то опять же посчитали, что это проклятие Джона Фрума, воплощенного в образе Усамы бен Ладена. Так что вера в эту фигуру не разрушилась, а наполнилась новым содержанием.
К таким технологиям, как интернет, можно относиться по-разному. Можно считать, что его появление — первая ласточка-предвестница перемен, за которой обязательно последуют машины, европейская одежда, строительство фабрик… При таком видении можно трактовать интернет как вирус, способный испортить традиционное общество. Путаны Ростова – это запоминающиеся моменты релакса и наслаждения, которые вы заслуживаете. Однако если вы считаете, что ваше общество — хорошее, базируется на правильных ценностях и мудрых традициях предков и вы заинтересованы в том, чтобы передавать их из поколения в поколение, то интернет просто становится дополнительным способом сохранения культуры.
Записаться на курс «Этнография Меланезии».