Знакомимся с новым продуктом — маршрут CityCruise
Сегодня мы расскажем читателям TRN о новом уникальном проекте — водном маршруте CityCruise, который был запущен в северной столице России. О деталях интересного и уже востребованного туристами продукта мы говорим с генеральным директором «Единого центра водного туризма» Юлией Беленовской.
TRN: Юлия, расскажите пожалуйста о новом проекте CityCrouise
Юлия Беленовская (Ю.Б.): CityCruise — это водный экскурсионный маршрут по рекам и каналам Санкт-Петербурга, который действует в популярном европейском формате hop-onhop-off. Немного расскажу о том, что это. Hop-onhop-off — интересный принцип путешествия, который предполагает неограниченное количество посадок на теплоход. То есть, вы можете выйти на любой остановке и погулять по городу, а затем снова продолжить прогулку по воде — теплоход отправляется от остановок каждые сорок минут. При этом билет действует 24 или 48 часов, что позволяет за короткое время просмотреть максимальное число достопримечательностей города.
Это один из самых продолжительных маршрутов, он проходит по основным водным магистралям, которые являются своеобразным «золотым кольцом» города: Нева, Фонтанка, Крюков канал, Мойка и Зимняя канавка. Наш маршрут включает в себя 5 остановок: у Кунсткамеры, Медного всадника, Летнего сада, моста Ломоносова и Никольского собора (или Египетского моста, он находится неподалеку от остановки). Кроме исключительно водного формата, существует еще совместный продукт с нашим партнером, компанией CityTour, где водные прогулки на теплоходе совмещаются с автобусной экскурсией.
TRN: Каковы аналоги этого проекта в мире? Что мы в итоге копируем, а что привносим своего?
Ю.Б.: Hop-onhop-off — достаточно распространенный формат маршрута в больших европейских городах, где популярно пассажирское судоходство.
Например, в Амстердаме каждые 15 минут курсируют теплоходы, похожие на наши: они тоже могут проходить под низкими мостами и в узких каналах.
Еще один пример — Париж. Здесь используются более вместительные теплоходы. Есть несколько маршрутов в формате hop-onhop-off, в целом это очень популярная экскурсия — туристы могут купить билеты как на несколько часов, так и на несколько дней. И хочу добавить, что визитная карточка Лондона — это не только двухэтажные автобусы, но и двухпалубные теплоходы.
В Нью-Йорке тоже есть минимум два маршрута, которые имеют общий билет не только с автобусами, но и с музеями. Я думаю, примеров достаточно. Нельзя сказать, что мы копируем европейский бизнес. Конечно же, есть некоторые услуги, которые совпадают у нас и у ведущих экскурсионных компаний Амстердама или Нью-Йорка, где технологии и понимание проектов зародились намного раньше, чем в России.
Наш стиль бизнеса — не слепое копирование, а особое внимание к качеству проекта и его инфраструктуре. Для Санкт-Петербурга это достаточно сложный бизнес, особенно если учесть, что CityCruise формирует не одна судоходная компания, а три. И все они придерживаются единых стандартов качества.
Например, для удобства туристов мы разработали единый уникальный дизайн для остановок и теплоходов, что позволяет легко найти отправную точку маршрута человеку, плохо ориентирующемуся в городе. Сотрудники носят брендированную форму.
В 2018 году мы оборудовали маршруты мобильным аудиогидом на шести языках, а также уникальной интерактивной картой.
TRN: Каков ценовой сегмент продукта и на кого он рассчитан?
Ю.Б.: Наша основная аудитория — это активно путешествующие россияне и иностранцы, которые приезжают в Санкт-Петербург на короткое время, например, 2–3 дня, и хотят увидеть основные достопримечательности. И здесь мы видим еще одно преимущество CityCruise — не тратится время, усилия и лишние финансы на общественный транспорт.
Стоимость билета доступная. Если, скажем, сравнивать его с классическими маршрутами, например, «Северная Венеция», который длится чуть больше часа и предполагает всего один круг от причала до причала прибытия, то стоимость билета hop-onhop-off будет выше всего на 100–150 рублей, хотя он предоставляет гораздо больше возможностей в течение 24 часов.
Комбо-предложение, то есть речная прогулка плюс автобусная экскурсия, более выгодно по стоимости именно в таком сдвоенном варианте, чем по отдельности. Кроме того при заказе на сайте предоставляется дополнительная скидка 15% для всех туристов. Если подсчитать, итоговая выгода от приобретения комбо-продукта на нашем сайте более 30%.
TRN: Каковы, на ваш взгляд, перспективы развития такого вида экскурсий в России?
Ю.Б.: Это направление сейчас активно развивается во всем мире. Европейские туристы максимально пользуются возможностями hop-onhop-off, поскольку они уже знакомы с таким продуктом.
Но могу сказать, что для русских туристов формат hop-onhop-off пока не очень понятен. Им нужно помогать разбираться в продукте, объяснять, как получить эту услугу и как ей воспользоваться максимально выгодно для себя. Например, популярный туристический страх — выйти из теплохода и сомневаться, что он действительно подберет тебя на этом же месте в положенное время. Для того, чтобы свести к минимуму такие барьеры в психологии потребителей, мы активно занимаемся развитием инфраструктуры: выпускаем карты с расписанием и информацией об остановках, разрабатываем подробные аудиогиды, оснащаем причалы и остановки информацией о расписании теплоходов.
Несмотря на кажущиеся сложности, я оцениваю перспективы этого бизнеса в России как достаточно широкие. Например, не так давно мы разработали и запустили маршрут в формате hop-onhop-off полностью на английском языке. Есть маршрут «Забытые острова» по Неве с выходом в Финский залив, который предполагает одну из остановок на Елагином острове. То есть, можно сесть на Дворцовой, выйти погулять на Елагином острове, сесть снова и выйти на Сенатской либо на Дворцовой площадях.
Такие маршруты появляются, и судоходные компании начинают в них верить и выделять суда под экскурсии формата hop-onhop-off. Возможно, не хватает промоушена и публичного освещения таких маршрутов. Я уверена, что они могут быть интересными и для горожан. Например, вместо того, чтобы ехать на метро на тот же Елагин остров, можно совместить приятное с полезным: подарить себе прогулку в выходной день и добраться туда, куда нужно.
TRN: На какой турпоток рассчитывает ваша компания на этих экскурсиях?
Ю.Б.: Данные по пассажиропотоку 2016 и 2017 годов совершенно разные: 2017 год для судоходных компаний стал провальным из-за плохих погодных условий и «Кубка конфедераций», который снизил поток туристов примерно на 10%. Однако мы гордимся тем, что CityCruise удержал показатели 2016 года, тогда как в целом показатели рынка значительно упали. Мы связываем это с повышением узнаваемости, за счет чего появляется естественный приток туристов.
Несмотря на высокую востребованность CityCruise, в 2018 году мы модернизировали этот маршрут к «Чемпионату мира» по футболу, что позволило увеличить поток туристов в 1,5 раза. Мультиязычных маршрутов в Петербурге очень мало, и мы добились значительного увеличения пассажиропотока.
TRN: Какие сложности возникают при функционировании маршрута?
Ю.Б.: Основная сложность, извините за тавтологию, кроется в самом маршруте. Он проходит по максимальному числу рек и каналов, очень часто — под низкими мостами, некоторые из которых перекрывают в связи с ремонтом — все это влияет на изменение маршрута. Проведение каких-либо городских мероприятий также может привести к сбою в графике. В период проведения таких мероприятий, как, например, «Алые паруса» или «День ВМФ», которые требуют репетиций, мы сознательно принимаем решение отменить маршрут, так как одна из наших основных задач как перевозчика — поддерживать регулярность расписания, и за это мы отвечаем.
TRN: Какие ещё новые продукты будут актуальны в городе в скором времени?
Ю.Б.: Как таковых новых экскурсий изобрести практически невозможно, так как у нас уже более 25 маршрутов, которые различаются по географии, спектру услуг на борту. Единый Центр Водного Туризма объединяет три судоходные компании, поэтому мы предоставляем широкий спектр услуг в сфере водного туризма. В нашем активе есть экскурсионные и развлекательные маршруты, романтические и музыкальные прогулки. В большей степени сейчас судоходные компании работают не над расширением продуктовой линейки, а над улучшением качества услуг на борту: развитием ресторанных услуг, организацией различных ивентов, доступа услуг для иностранных туристов. От этого во многом зависит популярность маршрута.
TRN: Оцените общее состояние рынка речных экскурсий Санкт-Петербурге
Ю.Б.: По данным городского Комитета по развитию туризма, в 2017 году водные экскурсии в Санкт-Петербурге посетили около 2,7 млн человек. На этом рынке сейчас действуют около 20 судоходных компаний. И, к сожалению, есть тенденция негативного расширения рынка.
Я поясню. Появляются судоходные компании, которые оказывают услуги ненадлежащего качества, мало за этим следят, мало финансируют и развивают свои продукты, но при этом составляют ценовую конкуренцию. Большие перевозчики стараются поддерживать штат хороших экскурсоводов, стимулируют их профессиональное развитие. Если экскурсии проводятся с аудиогидом, компания вкладывает интеллектуальные и финансовые усилия в качественную разработку и постоянное совершенствование этого продукта.
В то же время мелкие компании, не заботясь о качестве услуг на борту, свободно пользуются общественными причалами и конкурируют с более надежными поставщиками туристических продуктов, прибегая к демпингу цен. Турист, как правило, узнает о качестве услуг уже постфактум. Он идет по набережной, видит билеты по 300 рублей и билеты по 700, и его действия в таком случае понятны. Конечно же, он не будет в дальнейшем покупать более дорогие билеты, чтобы сравнить качество услуг, и таким образом стимулирует недобросовестные компании.
TRN: В чем сильные и слабые стороны сегмента?
Ю.Б.: Конечно же, развитие бизнеса требует вложений, однако, не всегда условия зависят от качества продукта. Основное препятствие на любом туристическом рынке — это сезонность. Навигация в Санкт-Петербурге длится около полугода или меньше, и необходимо за этот краткий промежуток времени заинтересовать как можно большее число туристов. Погодные условия также часто не благоволят судоходным компаниям, как это произошло в 2017 году, когда лето было холодным и дождливым.
Но есть и преимущества. Одно из них кроется в самом туристическом объекте. Я хочу сказать, что нам повезло с выбором города: Санкт-Петербург — одно из самых популярных туристических направлений не только в России, но и в мире. В 2016 году Северную столицу посетили около 7 млн человек, в 2017 году — на миллион больше. Речные прогулки — это визитная карточка нашего города, и они играют важную роль для его развития.
Справка: Единый Центр Водного Туризма объединяет три судоходные компании Санкт-Петербурга: «Нева Тревел Компани», «Драйвер» и «Смольнинское пароходство», под управлением которых находится 16 причалов на набережных городских рек и каналов, 28 маршрутов водных экскурсий, включая City Cruise в формате Hop-on Hop-off, и 45 единиц флота, в том числе 30 однопалубных теплоходов, 9 двухпалубных и 6 метеоров.
Все три компании, входящие в партнерство, работают на рынке водного туризма Санкт-Петербурга более 15 лет.